Как выбрать гусли?

Форма

Главное для мастера – найти наилучшую форму для инструмента, выбрать правильные материалы и «поженить» всё это друг с другом. Форма была найдена почти сразу: без острых углов, округлая, удобная для гусляра. Именно она и лежит в основе всей линейки крыловидных инструментов – от «Лады» (младшей сестры) до «Велеса» (старшего в семье), от 11 до 25 струн. Естественно, природу не обманешь, и при выборе гуселек надо помнить, что чем больше корпус, тем глубже и насыщеннее звучание. Чем больше струн, тем больше возможностей для исполнителя.

Попутным курсом на тех же принципах идёт разработка линейки шлемовидных инструментов. Гусли «Садко» – её родоначальник.

Форма Борисовских гуслей

Материалы (древо)

Материалы не менее важны, но тут уж положитесь на мастера. Сказки, сопромат, исследования амплитудно-частотных характеристик (АЧХ) древесины и природная интуиция подсказывают однозначно, что наилучшие деки для наших моделей получаются из клёна, хотя и еловые деки хороши. Немного другие по звуку, но лепые, если волокна в них прямые да плотные, радиального распила. Вот кое-кто из гусляров говорит: медведь на радостях пеньки щепит, на ёлке играет, значит, из ёлки надо делать. И так можно :)

А вот у знаменитого новгородского гусляра Садко, да и у певца Бояна гусельки были яровчатые (или яворчатые, как ещё иногда в былинах называют). Сегодня и невдомёк людям, что сиё означает. А тут всё просто. Яров (явор) - старое название клёна. Кленовые у них гусельки были.

Нижнюю деку можно сделать и из ясеня, он даст более глубокое звучание в области нижних частот. Иногда из ясеня я делаю и верхнюю деку. Тогда звук получается народный, гудящий, в нём больше объёма в нижнем диапазоне частот.

Деревянные части, соприкасающиеся с металлом (утицы и банк колков) надобно делать из бука. Он плотно и однородно будет «держаться» за колки и металлический вал. Ну, а накладочки-украшения могут быть из любой плотной древесины. Тут уж как душе угодно!

Вся древесина для инструментов закупается с проверкой влажности и радиальности распила. Недешёвое дело, но того стоит. Кто щедро да с тщанием к нему подходит, того результат всегда радует.

Колки

Утицы или кнопки?

А вот кнопки (слева) или утицы (справа) для крепления струн выбрать – это дело вкуса. Утицы – архаичный способ, он даёт небольшое качание частоты оттого, что вал колеблется, и струны то укорачиваются, то удлиняются. Музыканты называют этот эффект звучания хорусом. Очень здорово играть на таких гуслях колыбельные. Их звук похож на звук 12-струнной гитары. Ну, а если нужен чистый «колокольный» звук, тогда лучше выбрать гитарные кнопки. Каждая струна при этом независима от остальных, строй держится идеально.

Конечно же, мы не остановились на этих четырёх моделях. Полным ходом идёт разработка новых моделей крыловидных для малышей и шлемовидных. Но не будем забегать вперёд. Скажем только, что это будут необычные гусли. А пока смотрите фото и видео наших моделей, задавайте вопросы и радуйте себя чистыми звуками, наполняющими нашу жизнь любовью и светом.

Кнопки-утицы
О гуслях